Попробуем сравнить.
Намереваясь описывать нравы первых христиан, мы, во-первых, обращаемся к тем из них, кои слышали учение от самих апостолов и находились под их смотрением в Иерусалимской Церкви, которую Иисус Христос собственными руками заложил на основании Синагоги и которая была не только образцом, но и материалом всех прочих Церквей. Посмотрим, как Св. Писание изображает нам сих первенствующих христиан: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах... Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа... У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего не имел своего, не называл своим, но все было у них общее... Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданнаго, в чем кто имел нужду... Руками же Апостолов совершались в народе многия знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом. Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их, верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин» (Деян. 2, 42,44-47; 4, 32, 34-35; 5, 12-14).
Здесь христианам приписывается учение, молитва, причащение Святых Таин, единомыслие, общительность, благодушие внутреннее, почтение, слава и любовь со стороны народа. Церковь Иерусалимская состояла из людей всякого пола, возраста и звания, и в краткое время сделалась весьма многочисленною. Известно, что 3000 душ обратилось при первой проповеди св. Петра и 5000 при второй; не раз упоминается, что число верующих возрастало со дня на день; а св. Иаков удостоверяет, что оных было несколько десятков тысяч (Деян. 21, 20). Большая часть из них вела брачную жизнь, жили они отдельно друг от друга, ибо представляются преломляющими по домам хлеб (Деян. 2, 46), т. е. благословляющими и разделяющими между собой Святое Причастие. При всем том жили на общем иждивении, обращая все свои имущества в деньги, кои апостолы, впоследствии семь диаконов раздавали каждому, смотря по его нуждам, с такою верностью и благоразумием, что между ними вовсе не было бедных.
Итак, вот разительный и совершенный пример того равенства в стяжаниях и той общительности, в коих древние законодатели и философы полагали вернейшия средства сделать людей счастливыми, хотя не могли привести оных в исполнение. Все они ясно видели, что для составления совершенного общества надлежало изгнать из оного частные выгоды, препятствующия духу любви; но их усилия привлечь к тому людей, и способы их в том удостоверить, оставались без успеха. Для сего нужна была благодать Иисуса Христа, которая одна может претворить сердца и исправить поврежденное естество человека.
Главною причиною общительности между иерусалимскими христианами была любовь, делавшая их всех братьями и сестрами и соединявшая как бы в единое семейство, где все дети пользуются одними благами под надзором отца, который, питая ко всем равную любовь, не допускает, чтобы они терпели нужду. Они всегда имели пред глазами заповедь о взаимной любви, которую Иисус Христос повторял столько раз, особенно в навечерии Своего страдания, когда Он изрек даже, что по сей любви должно будет распознавать Его учеников (Иоан. 13, 35). Ученики стремились исполнить заповедь Спасителя — об отречении от всякой собственности — не только в расположении сердца, но и на самом деле, последуя совету: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» (Мате. 19, 21). Ибо гораздо легче не привязываться к тому, от чего мы решительно уже отказались, нежели к тому, чем мы еще обладаем. Притом же им известно было предсказание Спасителя о разрушении Иерусалима и самое время для сего Им назначенное, именно прежде, нежели «прейдет род сей» (Матф. 24, 34). Посему они ничего не хотели иметь, что бы их привязывало к сему несчастному городу и к сей земле, которая долженствовала обратиться в пустыню.
Таким образом, в первой Иерусалимской Церкви мы видим чрезвычайный пример достойный подражания и средство к обращению всех неверных. Весьма вероятно, что каждый из христиан иерусалимских занимался каким-нибудь рукоделием по примеру Иисуса Христа и апостолов, ибо кроме того, что сие служило надежным средством к восполнению издержек, мы не можем придумать лучшего и благороднейшего для них занятия.
Сказано, что верующие пребывали в учении апостолов, т. е. постоянно занимались наукою спасения, то слушая апостолов, кои беседовали с ними всенародно и наедине и сообщали все слышанное ими от Господа, то читая Св. Писание и объясняя в нем одни места другими. Сказано, что они пребывали в молитве и каждый день ходили в храм для собрания в притворе Соломоновом и для единодушного там молитвословия. Пример свв. Петра и Иоанна, шедших в храм на молитву в 9-м часу (Деян. 3, 1) заставляет думать, что они тогда соблюдали те же часы молитв, какия Церковь соблюдает доныне. Вообще по наружности они жили подобно иудеям, исполняя все обряды, законы и принося даже жертвы (Деян. 21,26), что продолжалось ими до падения храма, и сие-то на языке отцов означало «с честью погребсти синагогу».
После молитвы Писание замечает преломление хлеба, под коим здесь разумеется Евхаристия. Таинство сие совершалось не в храме, где христиане в смешении с иудеями не имели свободы, но в частных домах, в присутствии одних верных, и завершалось, подобно жертвам мира, пиршеством, коего употребление долгое время сохранялось между христианами под именем агапы, означающим любовь. Сказано, что они принимали пищу с веселием в простоте сердца.
Подлинно все верующие в сие время были настоящие дети по своему смирению, невинности и безкорыстию. Оставляя блага и надежды мирския, они отдаляли от себя причину житейских забот и печалей; и занимались единственно ожиданием Царствия Христова, которое почитали к себе весьма близким. После сего, если мы не можем без удивления читать краткого повествования, оставленного нам Писанием о сей первенствующей Церкви, то нет ничего удивительнаго, что она находилась в такой любви и почтении у тех, кои были ея очевидцами. Она существовала в Иерусалиме в продолжении почти 40 лет под присмотром апостолов и, преимущественно, св. Иакова, своего епископа, до того времени, как верные, видя приближающуюся казнь сего несчастного города, сообразно с предсказаниями Спасителя (Мато. 24, 15) отделились от неверных иудеев и удалились в небольшой город Пеллу, где и пробыли благополучно во время осады Иерусалима (Евсевий Кесарийский «История Церкви»; Епифаний «Против ересей»).
ПОДРОБНО ЗДЕСЬ: http://pravoslavie.domainbg.com/rus/03/nravyph.htm