Когда ты что-либо создаешь, подумай о том, что оно может стать вечным. А подумав об этом, вступи в свои права!

Восходя в пространства вертикального света

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Грехи богов

Сообщений 1 страница 23 из 23

1

Это типа о духовном. А то я уже давно тут не говорил о духовном.
Однажды я искал истину в православии, причём отнюдь не с горя, т. е. не так, как положено делать нормальным людям. Я делал всё наоборот: искал истину в тот момент, когда в ходу был слоган "жизнь налаживается". И поэтому оказалось, что мои взгляды полностью противоположны русскому (или всё-таки российскому, россиянскому?) православию. А раз они противоположные, значит кто-то точно чернокнижник, либо я, либо... они.  :D

Но как бы там ни было, одно ясно наверняка: не могут быть никакими патриотами те, кто планомерно, год за годом разрушал страну. Уничтожал промышленность, да и всё остальное тоже. Ставили памятники "героям", снимали фильмы, книги писали про них, про вот таких "героев": http://arctus.livejournal.com/254416.html
Вот ещё один "герой", очень интересно кстати почитать о его подвигах: http://rusidea.org/?a=25011609 - ресурс интересно называется - "календарь святая Русь".
И при этом мы почему-то хотим, чтобы хохлы ненавидели Бандеру, хотя он точно такой же герой, как и эти - борец с большевиками, только хохловский.

И в итоге получился такой парадокс: ум (ну или скорее подсознание) понимает, а душа отрицает. Потому что душа - христианка, и ищет истину. Истина же (Истина Взрослых Людей  :D ) в том, чтобы хорошо кушать, иметь много денег и много рабов. А рабами должны быть укры и таджики, им так Бог на роду написал.  :D

И вот ум понимает, что у нас не третий Рим, а второй Гондурас; не социализм, а феодализм; не второй Сталин, а первый Незнамо-Кто. А душа - отрицает.

Но всё же настоящий Сталин, хоть гением наверно не был, сумел в своё время вывести гениальную формулу государственной стабильности, согласно которой, могущество государства прямо пропорционально количеству уничтоженных "эффективных менеджеров" (которые "цвет нации"). И вот если подойти к оценке ситуации в России именно с этой формулой, то можно сразу обнаружить - могущество ей в ближайшее время "не светит".

И "о духовном": в постсоветской России многие люди и организации получили влияние и популярность исключительно благодаря своему антисоветизму. Тот же печально известный Солженицын - не будь он "борцом", никто бы и имени его не знал.
Вот и с РПЦ примерно тоже: выпал в своё время шанс "круто подняться" на антисоветской волне, и мало что им не погнушались - наоборот, вцепились мёртвой хваткой. А теперь вот - и рады бы бросить - ан прилипло и не отмоешь ничем.

0

2

Warlock написал(а):

И поэтому оказалось, что мои взгляды полностью противоположны русскому (или всё-таки российскому, россиянскому?) православию.

Приведите пример наших с вами "противоположных взглядов".
Только не мелочи и имеющий прямое отношение именно к православию, а не к абберациям отдельных лиц или даже групп "православных".
Когда говорят, например, "русское православие" или "греческое православие" обычно имеют ввиду национальную специфику, касающуюся обрядовой стороны. В вопросах же вероучения никаких "россиянских православий" нет и быть не может. Если таковое появляется, то его смело можно причислять к ереси.

Прямо к вашей теме.
Телеканал Спас, передача "Консервативный клуб" от 28.12.2016. Скоро появится в архиве канала. Посмотрите, всего один час.

Отредактировано Лежебока (2016-12-28 22:00:19)

0

3

Лежебока написал(а):

Когда говорят, например, "русское православие" или "греческое православие" обычно имеют ввиду национальную специфику, касающуюся обрядовой стороны.

Да в общем не важно, какое, просто в связи со специфичностью роли православия в России указание на "русскомирность" выглядит актуальным.

Лежебока написал(а):

Приведите пример наших с вами "противоположных взглядов".

Чтобы уловить главную особенность противоположности, надо обратить внимание на ряд странностей, которые никто никогда не рассматривает, при том, что они всегда на поверхности. Вот взять хотя бы такую странность: при всей тщательности классификации страстей, есть и такая страсть, которую православие не только никак не выделяет и не описывает, но даже не даёт ей названия. Имеется в виду страсть превосходить других ради подчинения и манипуляции. Небезызвестный писатель Толкиен назвал её "всевластие", причём похоже, он даже не собирался её описывать но, между тем, описал куда как точно. И вот какая загадка: какой-то сказочник, пусть известный, почему-то описал эту страсть в подробностях, а вот православие (точнее, христианство, и не только оно, но и прочие религии) не замечает её вообще, как будто её нет, при этом подробно классифицируя все остальные. Разве это не выглядит очень странным?

0

4

Warlock написал(а):

, есть и такая страсть, которую православие не только никак не выделяет и не описывает, но даже не даёт ей названия. Имеется в виду страсть превосходить других ради подчинения и манипуляции.

Эта страсть называется "любоначалие".
О избавление от нее каждый православный просит, как минимум, весь великий пост в молитве Ефрема Сирина (+ 373г.) - "Господи и Владыка ... ".
На эту тему говорится масса проповедей, многие из которых широко опубликованы. Навскидку из свежего: http://www.baby.ru/community/view/42956 … 457842774/
Само же любоначалие (властолюбие) является подразделением гордости (тщеславия). А эта страсть считается "матерью всех грехов".
Эту молитву переложил А.С.Пушкин:
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлететь во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольных бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв.
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне сердце оживи.

Вот выдержка из:
"Перечень наиболее распространенных грехов. с объяснением их духовного смысла" --

6. ЛЮБОНАЧАЛИЕ, желание быть первым, повелевать. Любим ли мы, чтобы нам служили? Как относимся к зависящим от нас людям на работе и дома? Любим ли мы властвовать, настаивать на выполнении своей воли? Нет ли у нас склонности вмешиваться в чужие дела, в чужую личную жизнь с настойчивыми советами и указаниями? Не стремимся ли мы оставлять последнее слово за собой, лишь бы не согласиться с мнением другого, даже если он прав?

Отредактировано Лежебока (2016-12-30 23:26:04)

0

5

Чего ты хочешь добиться этой темой? Какова цель?

0

6

Лежебока написал(а):

Эта страсть называется "любоначалие".

К сожалению, эта страсть охватывает куда больший круг явлений, чем просто стремление кем-то повелевать. Религия же (как всегда в таких случаях) даёт отформатированное толкование, имеющее мало общего с реальностью. И как всегда не забыта гордость, на которую списывается почти всё. Хотя при желании, можно легко найти реальную причину этого.
Эта "страсть" появляется с самого начала: как только сознание научится отделять "я" от "не я", оно почти сразу же учится тому, как завладеть чем-то, отняв его у "не я" и присоединив к "я". Дети учатся отнимать друг у друга игрушки задолго до того, как приобретут хоть малейшее представление о гордости. Потому что этот навык обеспечивает выживание человека, как биологического существа. Хотя и не обеспечивает выживание человека, как человека.
А взрослая, недетская жажда всевластия не только не похожа на гордость, но часто даже противоположна ей.

0

7

Муфта написал(а):

Чего ты хочешь добиться этой темой? Какова цель?

Ну, я же варлок - мне положено.

0

8

Warlock написал(а):

Религия же (как всегда в таких случаях) даёт отформатированное толкование, имеющее мало общего с реальностью.

Утверждение весьма категоричное и требующее доказательства.
Вот, например, это "толкование" чем вас не устраивает?
http://www.pravmir.ru/o-gordyne/
Правда это пишет католик, но вполне "православно". 8-)

Warlock написал(а):

А взрослая, недетская жажда всевластия не только не похожа на гордость, но часто даже противоположна ей.

Растолкуйте.

Warlock написал(а):

Дети учатся отнимать друг у друга игрушки задолго до того, как приобретут хоть малейшее представление о гордости.

Для того, чтобы быть обладаемым страстью совершенно не обязательно о ней "иметь представление". Страсть - это как болезнь, можно вполне себе болеть не имея никакого представления об этой болезни. Хоть какое-то "представление" о болезни у человека появляется когда она начинает доставлять ему неприятности.

0

9

Лежебока написал(а):

Растолкуйте.

Да хоть бы те же "великие укры": Чёрное море выкопали, а сами ползают перед каждым, у кого доллар длинный. И у нас такие же: у самих сто тыщ, а будут в ногах валяться за скидку в сто рублей. Гордый так не сможет, даже если сам захочет.

Лежебока написал(а):

Утверждение весьма категоричное и требующее доказательства.

Гордость может быть вредна так или иначе, но есть только одна "социальная роль", которую она сразу перечёркивает.

Лежебока написал(а):

Для того, чтобы быть обладаемым страстью совершенно не обязательно о ней "иметь представление".

"Также, словно младенец, он почти не мог пользоваться руками, в обычном положении держа пальцы растопыренными в разные стороны, соединив большой палец с указательным в кольцо. При необходимости взять какой-нибудь предмет он действовал всей рукой. Что касается ходьбы, то двигался он с огромным трудом, покачиваясь и сразу же делая следующий шаг, чтобы избежать падения. Малейшее препятствие немедленно заставляло его спотыкаться и падать. Подниматься и спускаться по лестнице он долгое время не мог без посторонней помощи."

Это выдержка из истории о Каспаре Хаузере. Очень интересный был феномен. Вообще, на Земле нет ни одного животного, у которого способ передвижения был бы, как у человека. У всех остальных, у кого две ноги, и центр тяжести гораздо ниже, и суставы сгибаются в другую сторону. Человеку же, чтобы нормально двигаться, обязательно необходима нормальная работа сознания, пусть и в минимальной степени. Причём эта нормальная работа получается только через научение методом проб и ошибок, а не как-то иначе. Даже для таких чисто механических действий, как ходьба сознанию требуется достаточно серьёзное обучение, хоть мы этой серьёзности и не ощущаем. Ровно то же самое и со всем прочим.

Вообще все воззрения, будто что-то там "прошито" кому-то в гены, или ещё куда; вся эта невероятная профанация (Муров, помнится, очень активно её доказать пытался), будто каждому изначально "прописан" определённый уровень способностей и их развития, равно как и концепция "изначальной ущербности" - всё это говорит лишь об одном, о невероятной деградации обществ, культивирующих подобные "псевдознания". А сами их распространители чем-то очень похожи на каспаров хаузеров.

Лежебока написал(а):

Страсть - это как болезнь, можно вполне себе болеть не имея никакого представления об этой болезни.

Болезнь никогда не требует, ни желаний, ни эмоций, ни сложных поведенческих реакций. Страсть же без всего этого не обходится, следовательно, это не одно и то же.

0

10

Warlock написал(а):

Болезнь никогда не требует, ни желаний, ни эмоций, ни сложных поведенческих реакций.

А психические болезни?

0

11

Warlock написал(а):

Гордость может быть вредна так или иначе, но есть только одна "социальная роль", которую она сразу перечёркивает.

Почему же все-таки религия "дает толкование имеющее мало общего с реальностью"? Я вам привел пример такого "толкования". Что там не ссоответствует реальности?
Иначе у вас получается просто отписка.

Отредактировано Лежебока (2017-01-11 12:56:21)

0

12

Warlock написал(а):

Вообще все воззрения, будто что-то там "прошито" кому-то в гены, или ещё куда; вся эта невероятная профанация

Вы же не будете отрицать, что сама способность иметь желания "прошита в гены"?
Или будете?

0

13

Warlock написал(а):

равно как и концепция "изначальной ущербности"

Вы отрицаете наличие генетических заболеваний?

0

14

Лежебока написал(а):

Warlock написал(а):

    Болезнь никогда не требует, ни желаний, ни эмоций, ни сложных поведенческих реакций.

А психические болезни?

Лежебока написал(а):

Warlock написал(а):

    Вообще все воззрения, будто что-то там "прошито" кому-то в гены, или ещё куда; вся эта невероятная профанация

Вы же не будете отрицать, что сама способность иметь желания "прошита в гены"?
Или будете?

Если больной желает попасть на летающую тарелку к инопланетянам - это что, его реальное "желание" или проявление болезни, выглядящее как "желание"?
У амёбы есть желания? Что гены у неё есть, нам известно точно.

Лежебока написал(а):

Warlock написал(а):

    равно как и концепция "изначальной ущербности"

Вы отрицаете наличие генетических заболеваний?

И ещё, психические болезни, по видимому, всё же никуда не прошиты. Как известно, в нацистской Германии была программа эвтаназии в отношении психических больных, действовавшая несколько лет. И большинство их было просто уничтожено. Но интересно то, что уже через несколько лет после войны число психических заболеваний снова возросло, став примерно таким же, как до геноцида больных. Генетическими причинами такое явление объяснить невозможно.

Сам же подход, при котором проводится аналогия между генетическим заболеванием и различными проблемами нравственного плана - очень коварный подход. Ведь нравственность всегда предполагает ответственность. А генетическая (именно генетическая) болезнь - всегда независима от желания самого больного. И что получается в итоге? - Некая безусловная ответственность за что-то - своего рода "презумпция виновности". И для чего же она нужна? - Ответ на этот вопрос одновременно является и ответом на следующий:

Лежебока написал(а):

Почему же все-таки религия "дает толкование имеющее мало общего с реальностью"?

Лежебока написал(а):

Я вам привел пример такого "толкования". Что там не ссоответствует реальности?

Там ничего не говорится о том, что далеко не все проблемы можно свести к гордости. Я уже об этом писал выше. Вот достаточно лишь выйти в интернет, как буквально у каждого его обитателя обнаружится комплекс превосходства. Причём в какие-то моменты он достигает просто немыслимых размеров. Но при этом полное отсутствие гордости - полная готовность упасть ниц перед любой силой, дающей хотя бы иллюзорную возможность это "превосходство" усилить.

0

15

Warlock написал(а):

Если больной желает попасть на летающую тарелку к инопланетянам - это что, его реальное "желание" или проявление болезни, выглядящее как "желание"?

Это желание больного человека.

Warlock написал(а):

И ещё, психические болезни, по видимому, всё же никуда не прошиты.

Специалисты говорят разное.
А еще есть дауны и т.н. "органики", которых и совсем нормальными не назовешь, но и психами - тоже. :dontknow:

Warlock написал(а):

Сам же подход, при котором проводится аналогия между генетическим заболеванием и различными проблемами нравственного плана - очень коварный подход. Ведь нравственность всегда предполагает ответственность. А генетическая (именно генетическая) болезнь - всегда независима от желания самого больного. И что получается в итоге? - Некая безусловная ответственность за что-то - своего рода "презумпция виновности". И для чего же она нужна?

Православие этот феномен рассматривает не как "ответственность" в юридичесеом смысле, а как "повреждение природы" человека, как болезнь. Какой агент является переносщиком этого повреждения - это, скорее, вопрос к науке. Смогла же она найти гены доя физического тела. Возможео со временем и здесь чего-нибудь накопает.
Педагоги прекрасно знают, что "плохое" гораздо лучше пристает к детям чем "хорошее", хотя и бывают исключения.
Вот это самое "повреждение природы" чаще всего проявляется именно как предрасположенность. Нравственная же ответственность же за деяния у детей наступает по мере осознания ими самих себя. Обычно это где-то в районе 6-9 лет.

Warlock написал(а):

Там ничего не говорится о том, что далеко не все проблемы можно свести к гордости.

Так статья-то именно о гордости, да и то не обо всей, а лишь об одном из ее аспектов, наиболее распространенном в межличностом общении.
А православная аскетика выделяет еще, как минимум, шесть страстей.

Отредактировано Лежебока (2017-01-12 14:29:58)

0

16

Warlock написал(а):

Но при этом полное отсутствие гордости - полная готовность упасть ниц перед любой силой, дающей хотя бы иллюзорную возможность это "превосходство" усилить.

Здесь речь идет об одном из проявлении гордости - честолюбии.
Честолюбцы как раз заискивают перед вышестоящими и превозносятся над нижестоящими.
А то что в просторечии обычно назывют гордостью отражает лишь нпбольшую часть этого понятия в православной аскетике.

0

17

Лежебока написал(а):

Православие этот феномен рассматривает не как "ответственность" в юридичесеом смысле, а как "повреждение природы" человека, как болезнь. Какой агент является переносщиком этого повреждения - это, скорее, вопрос к науке. Смогла же она найти гены доя физического тела. Возможео со временем и здесь чего-нибудь накопает.

Лукавая концепция, преследующая своей целью "расчеловечивание" человека.

Лежебока написал(а):

Педагоги прекрасно знают, что "плохое" гораздо лучше пристает к детям чем "хорошее", хотя и бывают исключения.

Чтобы вырастить и испечь хлеб, нужна масса работы и всяческих инструментов. А чтобы отобрать уже готовый, нужен всего один инструмент - дубина.
Зло гораздо "эффективнее" добра, потому и лучше пристаёт не только к маленьким детям, но и к большим дядям и тётям, и даже к великим сборищам оных, кои они гордо именуют движениями, партиями, нациями либо конфессиями.

Мой покойный аватар - Филипп Траум из повести М. Твена, однажды говорит, что люди отличаются от животных наличием "нравственного чувства". Так и есть: животному не нужно каких-либо причин, чтобы вырвать кусок пищи у своего собрата, оно просто делает это, если может. А у человека - разум и "нравственное чувство" - ему уже нельзя быть эффективным просто так, надо свою эффективность обосновать. Как правило, обосновать неэффективностью других, или же (продвинутый вариант) неэффективностью вообще всех, но с условием, что неэффективны все, но каждый по-разному. И вот только после этого становится возможным по-настоящему спуститься на уровень животного и вырвать-таки желанный кусок.

Лежебока написал(а):

Честолюбцы как раз заискивают перед вышестоящими и превозносятся над нижестоящими.

В реальности, заискивают перед всеми, даже нижестоящими, кто принесёт хоть какую-то выгоду. Живой пример - русский человек (или "русский мир"), над которым глумились всячески, но который вдруг стал "лучшим на свете", как только жареный петух клюнул в филейную часть. Говорить о честолюбии следующих путём крысы - смешно.

0

18

Warlock написал(а):

Лукавая концепция, преследующая своей целью "расчеловечивание" человека.

В какой-то степени - да. Только ничего лукавого в этом нет.
Ап. Павел ввел термин "ветхий человек". Посмотрите, что по этому поводу сказано у него и в "классических" православных источниках.
Его антипод - "новый человек", "святой человек", человек, в котором "живет Христос".

С дальнейшим в общих чертах согласен, хотя и не уверен, что все правильно понял. 8-)

Отредактировано Лежебока (2017-02-22 10:33:41)

0

19

Warlock написал(а):

Ведь нравственность всегда предполагает ответственность. А генетическая (именно генетическая) болезнь - всегда независима от желания самого больного.

В том-то и дело, что такому "больному" требуется всего лишь осознать наличие этой "болезни" и "обратиться к Врачу". Иначе он просто "умрет".
Его старание жить нравственно всего лишь свидетельствует о серьезности намерения "излечиться".
Можно назвать это ответственностью. Для уж совсем "тупых", у которых напрочь отсутствует "нравственное чувство", даны "заповеди", за неисполнение которых грозит "Геенна Огненная".
Но если человек даже на это не способен, то ему уже врядли что-либо поможет.

Отредактировано Лежебока (2017-02-22 10:50:05)

0

20

Лежебока написал(а):

Это желание больного человека.

Ну спасибо  :D

0

21

Муфта написал(а):

Ну спасибо

Да ладно?
  :O

0

22

Суета сует и всяческая суета...
Это я про все - и про любоначалие, и про сто тысяч, и про жажду странствий - хоть к инлпланетянам , а хоть и в паломничество.

0

23

:cool:

Кукла

  МАКСИМ ВАСЮНОВ

Узенькая дорога у села Калюткино шла между обрывами – по обе ее стороны все было изрыто, котлованы, карьеры, ямы, воронки… Земля на срезах коржами: слой красный, слой розовый. Едешь, будто в раскаленный ад спускаешься. Съежился я весь от такого пейзажа, дрожью обкатился.

– Глину роют! – просипел таксист, заметив мое внимание к карьерам. – Вы к кому едете-то?

– В храм ваш едем Сретенский…

– А, к ненормальной!

– Почему ненормальной?

Водитель лишь ухмыльнулся в ответ.

В Сретенский села Калюткино мы с оператором ехали снимать телевизионный сюжет про храмы местного района. Заранее знали – встретит нас староста церкви по имени Людмила. Мы хотели по-быстрому, как это говорится у нас, «набрать картинки», записать интервью и уехать из этой красной преисподней восвояси. Но какую встречу подарила нам эта поездка! На всю жизнь запомним.

Староста Людмила Тихонова – женщина среднего роста, с короткими белыми волосами, в косынке, карие глаза полные влюбленности ко всему – встретила нас у въезда в село. Посадили ее на переднее сидение – дорогу показывать, хотя мы бы и сами не заблудились – храм пусть и низенький, но хорошо виден издалека. Беленький, резной, двухкупольный, один купол, большой, над церковью, второй, махонькая совсем «луковка», над трапезной.

Вход в храм заперт на замок, Людмила Георгиевна гремит ключами, телом подпирает дверь, что-то в замке щелкает – открыла, значит.

– У нас, ребятки, в храме холодно, только на праздники топим, дров-то нету, – объясняется староста и проходит вперед нас, мы за ней.

Уютный храм, душистый, светлый, райский уголок, только над иконостасом трещина огромная в стене, и еще в двух местах щели.

– Хорошо здесь у нас, – торопится угадать наши мысли Тихонова, – для меня это самое лучшее место.

– И, правда, душа поет, – поддержал я новую знакомую.

К иконам подошел, разглядывать начал, видно, что старинные, а я люблю такие, от них тепло идет и дышится как-то по-другому – не то свет вдыхаешь, не то пыль от света – в храмах такое часто можно наблюдать – лучи широкие толстые из окна на иконы тянутся, а от лучей пыль рассеивается, как будто снежок из облачка сыплет. Всю жизнь бы смотрел на это чудо. Но надо было начинать работать, задавать вопросы, разговаривать…

– Иконы-то у вас не новые, а храм, я слышал, вроде лет шестьдесят не работал? – спросил я у старосты.

– Это правда, закрыт был, а когда освящали его заново, местные принесли, у них все иконы-то с храма и хранились, никуда не делись.

– А вы местная?

– Я здесь родилась, да. Но при мне уже на месте храма школа была. Я там училась на иконах прямо.

– На иконах?

– Да, парты такие складные были, сидишь, пишешь на доске, а потом доску-то поднимаешь, а там, с другой стороны – образ, вот так и учились.

Нет, не сокрушалась, рассказывая это, Людмила, с улыбкой вспоминала. Да и что сокрушаться – она-то здесь причем, если из икон школьную мебель сколотили.

– Каких только историй не услышишь! – наигранно удивился я, чтобы спровоцировать собеседницу на продолжение разговора, и, конечно, мое актерство сработало.

– Ой, да что говорить, времена лихие, мы бестолковые, я сама всю жизнь с иконой проиграла, она у меня вместо куклы была, – что-то дрогнуло у меня внутри, какая интересная история может получиться, вот бы эта икона сохранилась, чтоб Тихонову возле ее «куклы» снять.

– Вон она, моя лапушка, – и маленькая улыбка Людмилы Георгиевны на легко тронутом морщинками лице показалась мне ангельской, столько в ней было трогательности и любви – до сих пор помню. – Икона Божьей Матери Знамение. Старая, говорят, начало девятнадцатого века.

Икона лежала на деревянной подставке у левого окна, прямо как раз под световой пылью. Образ был под стеклом в серебряной ризе, потемневший, Божья Матерь молитвенно подняла руки, а на груди у нее Божественный Младенец – в кругу.

Вопросительно посмотрел на Тихонову, мол, продолжайте, говорите.

– Под ризой-то сейчас не видно, но сама Божья Матерь, она как бы вклеена в другую доску, потому что она вырезана была, как раз по своему силуэту, не знаю, как и кем вырезана, мне ее так и подарили – в детстве еще. На, Люд, играйся! – и Тихонова перекрестила икону. – Я ее Машкой называла, одежду шила, таскала ее везде с собой, да у многих тут такие куклы были, у девчонок у наших, – то ли оправдываясь, то ли для полноты картины добавила Людмила Георгиевна.

В тот момент, когда Тихонова рассказывала нам про свою «куклу», мы еще не знали, какую роль она сыграла в судьбе этой женщины. История невероятная, и нам ее Людмила Георгиевна не сразу открыла. Сначала мы узнали про историю храма…

Построена Калюткинская церковь на деньги местного купца, который сам был из иноверческой семьи, но придя в православие, не скупился на богоугодные дела. Еще известно, что во время революции прямо под стенами церкви красные с белыми сражались. Красные тогда победили, а убитых красноармейцев в церковной ограде похоронили. Вскоре храм закрыли, естественно. Сначала хотели конюшню устроить, потом надоумились школу открыть, так вплоть до девяностых годов школа и была, парты, правда, еще в семидесятых новые завезли, а так всё на иконах учились. А потом, когда парты стали выбрасывать, старушки их себе по сараям да чердакам запрятали. Там же у них хранились из поколения в поколение тайники с целыми иконами – все вернулось в храм, когда открыли его после ГКЧП.

– А я в институте тогда работала, ученая я, докторскую как раз защищала, мне сестра звонит, говорит, тут батюшка опись икон нашел старую, а где, спрашивает, икона Знамение, случайно не знаете? Якобы в архивах про нее такое написано! Якобы чудеса какие-то совершала. Сестра-то мне рассказывает это, а я сразу поняла – моя это икона, моя кукла. А я же с ней не расставалась всю жизнь, даже с собой увезла после школы. И вот она меня и спрашивает вскоре, а не та ли икона, с которой ты бегала все? А я говорю ей, дура неразумная: «Нет, Кать, моя-то и не Знамение вовсе, и вообще я ее уж давно потеряла». «Ну, потеряла и нехай с ней», – Катька моя отвечает. Поговорили мы с ней, а я потом до утра не спала…

Людмила Тихоновна спохватилось вдруг, к печке побежала, широченная печка с чугунной дверцей, такой мощной, что когда староста ее открыла, показалось, что створка перевешивает всю печку и она вот-вот вместе со всей стеной завалится прямо в храм.

– Холодно ведь, мы обычно не топим, только на праздники, – снова напомнила нам староста. – Но для гостей таких сейчас затопим немного, а то снимать вам холодно будет.

– Да вроде бы не сильно холодно, – поспешил успокоить ее мой оператор Саша и выдохнул очередной клуб пара. – Так даже бодрит, свежо, – добавил он, уже, видимо, для себя.

– Да? А камера-то не замерзнет, снимет? – поинтересовалась Тихонова с таким любопытством, будто больше нас была заинтересована в том, чтобы камера не подвела.

– Да снимет, куда она денется, я с ней весь Полярный Урал обегал, ничего не сделалось, – хорохорился Саша.

– А вы в Заполярье были? – любопытства в голосе старосты стало еще больше.

Так, всё, подумал я, надо их разговор перебить, а то Саша как начнет свои байки травить о командировках – до утра не управимся.

– Людмила Георгиевна, так что там про икону-то, куда увезли-то ее? – спросил.

– Я школу-то закончила когда… Так что, значит, не топить? – я покачал головой. – Так вот, школу я закончила и засобиралась в город, у нас-то учиться здесь было негде, а я мечтала физиком стать. С детства наш учитель сельский Пал Егорьевич меня к физике приучал. Я в школе лучше парней в ней разбиралась, все олимпиады, какие в районе были – Тихонова всегда в медалистах… Так вот, значит, в город я собираться стала поступать-то… Мама, конечно, поревела, до последнего дня все божилась, что не отпустит, но отец сказал – пусть едет, нечего ей среди деревенских ошиваться, так и так в подоле, мол, принесет, если в деревне останется.

Ну, значит, день отъезда. Мама ревьмя ревет, чемоданы мне помогает застегивать – набились полные. И тут она меня как крапивой по душе:

– А Машку-то свою взяла? Возьми, с ней все веселее будет, – а я думаю, и правда, что это я куклу свою не подумала даже с собой забрать, мы же с ней с раннего детства неразлучницы. Всё, помню, если чего набедокурю, отец накричит, а я в комнату к себе иду, иконку-то эту из-под подушки достану и сижу жалуюсь ей, и вскоре все обиды как рукой снимает, смеюсь даже я, что это я какие-то глупости подружке своей деревянной рассказываю, возьму ее и побежим на реку, или в поле, обкладываю ее цветочками, веночки для нее плету…

А однажды потеряла Машку свою, собака соседская меня спугнула, когда я клубнику у нас за домом на полянке собирала… Только домой когда прибежала, успокоилась, слезу утерла, и тут-то вспомнила, что куклу свою в траве оставила. Еще пуще реветь начала, побежала обратно, а ее уже и след простыл.

– Ну, что? Убежала от тебя твоя Машка? Кому такая подружка растяпа нужна, – мама-то мне говорит, а я еще пуще прежнего реветь давай. Так расстроилась, что аж есть перестала. А у меня бабка по маме, баба Шура, она в сельсовете работала, коммунистка прожженная, давай меня успокаивать: «И нечего детям иконами играть, и правильно, что потеряла, нечего эту заразу в доме держать». А я на нее как накинулась, укусила даже: «Сама ты зараза, – говорю. – Не тронь мою Машку». А она только рукой махнула, которую укусила-то я: «Но ничего, я тебя еще перевоспитаю!»

А я, когда ушла-то она, давай маму спрашивать, почему баба Шура куклу заразой называет? А та мне ничего не сказала, боялась, тогда же это совсем не приветствовалось, хотя у всех в доме иконы были, почти у всех, но все из себя атеистов на людях строили, не дай Бог, кто донесет кому, неприятности, сами понимаете, лучше от них укрываться.

А была у меня еще одна бабушка, по отцу, баба Аня, дояркой работала, так та, наоборот, никогда не скрывала, что верующая, крест никогда не снимала. Ее не очень любили к нам в дом приглашать, не потому что доярка, а потому что верующая, и про Бога всегда говорила, и всех грешниками называла, меня только все «ангел» да «ангел», а кто такой ангел, мне не сказывала… Со мной вообще о Боге она даже и словом не обмолвилась. Потом уж мне мама призналась, что это она бабу Аню как-то упросила меня в религию не посвящать, потому что дети есть дети – быстро разболтают, и разнесется. А это же пропаганда считалась, понимаете? – и Людмила Георгиевна обернулась, стала прислушиваться, будто хотела удостовериться, нет ли кого за дверьми, или не сидит кто в печке? Но это она так, оказывается, ветер слушала, он бил печную трубу изнутри, время от времени прикрикивая на кого-то своим металлическим раздирающим грудь голосом. – Ветер поднимается, видать, все-таки придется затопить с вечера, завтра у нас отпевать Илью Петровича привезут, пожил мужик до восьмидесяти, всем бы Бог так дал пожить… Так на чем я там остановилась?

– О бабушке вы говорили, что о Боге ей запрещено было с вами…

– Да, да, запрещено, вы даже представить себе не можете, в какие времена мы тогда жили! И страшные, и абсурдные. А в тот день, когда я Машу-то потеряла, я заболела сильно, слегла с температурой, и как раз баба Аня пришла, к чему я ее вспомнила-то, она редко заходила, как я вам уже рассказала, но в тот день пришла. Я ей о своем горе и настонала.

– Ну, ничего, ничего, просто так икона не уходит, твоя-то особенная даже, вернется, если на то воля Божья будет. Не уходит запросто так икона, – она- то мне в ответ, понимаете, так прямо и сказала, что мол «икона не уходит», мама на нее цыкнула, но толку цыкать – я уж услыхала…

– Какая икона, баба Аня? – спрашиваю я.

– Так какая какая, кукла-то твоя – это икона. Я уж давно хотела у тебя ее сама отобрать, да думаю, пусть ребенок хоть так приобщается, все Божья Матерь к ангелу ближе.

Ничего я тогда не поняла, конечно, лежу вся белая, все болит, мухи вокруг, комары, жить не хочется.

– Найди мне мою Машу, баба, – прошу ее. – Она на поляне за домом, где клубника дикая. Артос, наверное, унес ее, сходи к ним, а, – прошу и плачу.

Баба Аня помолилась тогда надо мной, чего-то там с мамой сцепилась языками да ушла. А в то же ночь у соседей баня загорелась, и на конюшню огонь перекинулся, а там у них и корова, и телята, и свиньи, кого только не держали. Мы тоже из дома вышли, на всякий случай, вдруг чего. Меня мама на руках держала, а я вся горю сама, как баня, температура страшная у меня, ничего не понимаю, чего там где у кого огонь. Только вижу сполохи где-то вдалеке, как сквозь туман. И вдруг все потухло. Я еще минуту всматривалась – нет огня.

– Потушили? – маму спрашиваю.

– Да вроде не горит больше, ну, сейчас домой пойдем, сейчас ляжешь, – и мы к двери-то своей подходим, а она как раз напротив соседской конюшни, там дядя Вова – наш сосед – с сыном возится. – Ну, чего, Вов, потушили, ага? – мама его спрашивает.

– Да само погасло, огонь шел такой, как шайтан какой налетел, и вдруг погасло все, – по голосу даже я понимала, что дядя Вова сам себе не верит.

– Как так? Как погасло-то? – не верила и мама.

– Сам ничего не понимаю, но, видать, не судьба нашей скотине сгореть-то было, а то ведь огонь сначала ворота обхватил, вывести не успели никого.

– Ну, дела, – подивилась мама и понесла меня домой.

Всю ночь я пробредила. Как же плохо мне было, одному Богу известно. Никогда больше так не болела, до сих пор вот Бог миловал, а тогда уже у мамы прощения просила – помирать всерьез собралась. Для детей-то смерть проста, это взрослые ее боятся.

А наутро дядя Вова к нам вбегает, орет на всю ивановскую:

– Нет, ты представляешь, Петровна, я сейчас-то подхожу, смотрю на то место, где огонь-то остановился, а там икона какая-то лежит, почернела вся, я ее еле увидел. Поднял, рукавом обтер, как есть икона, это ж надо, а! Так и в Бога, не дай бог, поверишь! – так басил, что аж люстра тряслась с висячками стеклянными – тогда такие в моде были.

– Да не ори ты, моя вон температурит, – попросила соседа мама, сама она у печки пирожки стряпала. – Что за икона-то?

А я лежу все слушаю.

– Да, вроде как мать Иисусова с младенцем посередине. Кто ее знает? Обрезанная по краям, по силуэту-то…

Слышу, у мамы противень из рук выпал.

– Где она? – спрашивает у дяди Вовы.

– Икона-то? Да вон на дворе валяется, куда я ее? Мне бабка своего добра, вон, в подполе оставила…

Мама бегом во двор, я уж тоже к тому моменту поняла все, с кровати встала, иду, еле ноги передвигаю, как раз до порога только дошла, смотрю, мама с Машкой моей заходит. Ох уж и бросилась я на нее! А икона-то вся в саже, и я вся черная стою, мама ругается, я опять реветь – рева та еще была, как вы уже поняли. Но в тот-то раз я от счастья рыдала – кукла моя ко мне вернулась.

И в тот же день к вечеру я уже снова бегала – болезнь отстала от меня, даже слабости никакой не ощущалось.

Вот ведь как бывает! Я теперь вот что думаю – это видать куклу-то мою Артос тогда и унес в зубах да бросил в конюшне, видать, она тогда соседям нужнее была, вот и ушла от меня.

Нет, все-таки я затоплю, ребята, а то промерзнет все, тепло должно быть образам-то, лапочкам.

Людмила Тихонова вернулась к чугунной дверце, снова показалось, что со всей стеной падает печка. Староста, до этого остававшаяся в болоньевом плаще, расстегнула пуговицы, показался фартук, из переднего кармана которого она достала коробок со спичками. Через какое-то время из печки стал раздаваться легкий треск, будто кузнечик начал распеваться; ветер, голосивший до этого в трубе, умолк, напоследок поругавшись с рождающимся огнем, из-за чего тот и трещал, как баба на ярмарке.

– Ну вот, сейчас потеплеет, у нас быстро это, и славу Богу! – приговаривала Тихонова, топчась у печки.

Я еще послушал печной треск, убедился в победе огня над ветром и поспешил задать главные вопросы, от которых Людмила Георгиевна пока что отступала в своем необыкновенном рассказе.

– Так как же вы в этом храме-то оказались? Чувствую я – здесь какая-то невероятная история! – снова подзадорил я старосту.

– Ну вот, я и рассказываю! Я, значит, после школы уехала в город, поступила в институт, замуж вышла, двое детей у меня, муж хороший, работала я в НИИ, потом в оборонной промышленности, преподавала, докторскую защитила, в общем, дал Господь мне себя проявить. И все это время кукла-то моя, матушка икона Знамение была со мной. А уж когда этот храм стали восстанавливать, я уж сама к вере в то время приходить стала. Вот хоть все и говорят – ученые в Бога не верят, а я так скажу – ученые-то первые, кто знает, что Бог есть, просто они привыкли все доказывать фактами, а здесь верой доказывать надо, любовью, а это для ученых, да тем более для физиков, совсем незнакомая область.

– А вы как пришли к вере-то, Людмила Георгиевна? – кажется, интервью подбиралась к самым вкусным деталям.

– Да вот я вам про это-то и рассказываю! Значит, вот когда сестра-то мне позвонила и сообщила, что икону мою ищут, я до утра не спала. Думала: отдать – не отдать. Вроде, все вернули свои, вроде, и правильно было бы вернуть: икона, раз она в церкви до этого хранилась и там какие-то чудеса совершала, в церкви и должна пребывать. Но я же вам объясняю, что это был мой талисман как будто, мой крестик, моя подруга настоящая. Как же ее отдавать-то! А чудеса-то, знаете, какие эта икона совершала? – снова отошла от темы староста. – Она ведь не только от пожаров, она же и от болезней, и от голода все деревни вокруг спасала. Да тут до сих пор поговорка есть – Знамение будет, любовь не убудет. Это так старики еще говорили наши, мол, пока икона-то эта здесь, то и Бог с нами. Это вот все я потом прочитала в архиве, в журнале церковном, в нем батюшка Сергий Власов еще до революции записи свои оставлял. Это уж я потом все прочла, а тогда-то, конечно, и подумать не могла, что за кукла моя такая, чудесница Маша. Но тогда я сказала себе – моя кукла, со мной была, со мной и останется. Вот как маленькая, ей-богу, хотя к тому времени уж докторскую защитила, двух девочек поднимала. Сейчас, прям, смешно вспомнить даже, какая во мне тогда вредность проснулась!

Еще месяц где-то прошел, а сердце мое с того дня, как сестра позвонила, ноет, ноет, ноет. Все хожу посматриваю на доску с Божьей Матерью. А сестра с тех пор уж раза два звонила: «Как пить дать, – говорит, – икона-то твоя – это наша деревенская реликвия, по всем описанием схожа, ох, как жалко, что потеряла ты ее! Батюшка так переживал, когда узнал!» – капала мне, как это говорится, на совесть. Я-то ведь понимала, что не потеряла я ее, вот она стоит передо мной, смотрит на меня. А смотрела она на меня, ой, ребятки, вот не поверите, смотрела всегда по-разному. То сурово, то улыбалась, то грустила. Это, как я для себя поняла, когда я что-то не то делала в жизни, кукла моя сердилась, когда правильно все шло, Она улыбалась. Ну, вот что ты ухмыляешься? Вот так и было! Да и по сей день так. Вот сам подойди, посмотри, если улыбнется, значит, исполняешь волю Божью. Ты подойди, подойди, – начала уговаривать староста.

– Обязательно подойду, вот как только историю мне свою расскажете! – пообещал я Тихоновой.

– Ну, а что история моя? Через полгода я приехала в деревню погостить к своим, да и привезла куклу свою. Отдала Ее батюшке. Ой, на следующий день все наши старушки собрались, целый праздник они с батюшкой в церкви устроили. Так радовались, так молились, так пели, я ни на минуту тогда не пожалела, что с куклой рассталась. Для меня-то она тогда так и была кукла – ни больше ни меньше. О вере я только начала в ту пору размышлять.

Помолчала староста, призадумалась, а глаза у нее – радостные, светлые, и такие от них волны нежности и теплоты. Весь наш разговор они такими были, будто бы сам благодатный огонь в них зажигается. Никакой печки не надо.

– А потом, как приехала я домой, в город, чувствую – не на месте сердце, вот как душу оторвали, как будто только оболочка моя в квартире, а сама я – там, в деревенском храме.

Снова помолчала Тихонова. И снова в глазах ее благодатный огонь.

– Вот, знаете, как говорят? Вам, наверное, знакомо, у молодых есть такое понятие – сохнуть от любви? Ведь, правда, есть такое. Вот только от влюбленности сохнут, от любви наоборот жизнью наполняются, но это другой разговор. Я к чему? К тому, что сохнуть стала, как икону-то в храм отдала. И сама не понимаю, что со мной. Ничего не мило, ничего не радует, по ночам сна нет, все мысли только о кукле, да о деревне, о церкви. И тут мне сестра опять моя звонит. «Ой, – говорит, – беда у нас, икона-то твоя вся черной стала». Как же, – спрашиваю, – черной-то стала? Горела, что ли? «Да нет, – отвечает сестра, – сама по себе почернела. Никто не знает, что такое. Батюшка наставляет всех – усерднее молиться. Молимся, а что толку-то, совсем уж образа не видно».

Значит, не зря со мной такое делалось, чувствовала я, что не так, неправильно я как будто поступила. Даже мысли у меня, вот вы понимаете, даже мысли у меня тогда не возникло, что икона не из-за меня почернела. Я виновата и все: от себя ее оторвала, вот знала я это на все сто процентов. Понятия не имею, откуда у меня такая уверенность была, но вот была. Теперь-то я понимаю, а тогда сама себе удивлялась. Ну да что – неверующие люди всему удивляются от глупости своей, верующие, те, кто по-настоящему верят, никогда ничему не удивляются.

Приехала я вскоре снова к себе в деревню. Первым делом в храм пошла. Смотрю на икону, а она к тому времени уже в ризе, под стеклом, а вся чернющая-чернющая, как вот когда мне ее принесли после соседского пожара. Я на колени так и упала, и внутри меня закололо все, будто горячим пеплом душу осыпало.

Батюшка говорит: «На, почитай». Я смотрю, вроде по-русски написано, а не понимаю ничего.

– Акафист это, почитай, не противься, – шепчут мне старушки, которые при храме были.

И вот я давай читать, сбиваюсь, конечно, на каждом слоге, к концу только уж обжилась со словами-то этими волшебными:

Радуйся, душ наших сладчайшая весно, радуйся, сердец наших светлейшее утро,

Радуйся, высото недомышляемая, радуйся, славо неувядаемая…

Чего говорить – боготворно! Акафист – это песня, никак иначе. И, вот, почитала я, как могла, на следующий день тоже пришла, помолилась. Но нет, конечно, икона не очистилась, хотя я втайне верила, что, глядишь, и просветлеет передо мной моя Машенька.

А Машенька ждала, чтобы просветлела я.

Опять домой в город вернулась, да вскоре слегла. И отчего слегла? Врачи – воду льют, объяснений нет. Температура в норме, сердце – тоже, ничего не болит, а слабость – встать не могу, и пот ручьем льет: ага, то пот, то озноб. И простуду тоже не обнаружили. Всё, здорова! Больничный не дали мне тогда, еле-еле на работу ходила.

Дня три так ходила, на четвертый не пошла, не могу и все, будто к кровати приковали, да на грудь булыжников накидали. Давит все. И белый свет не мил. В тот же день вижу сон.

Вот захожу я в храм наш, а там пусто, я к кукле своей иду. Только дошла, слышу шорох сзади, оборачиваюсь, вижу – у печки женщина стоит, красивая, в голубом платье, волосы под косынкой, на меня смотрит радостно, улыбается, и говорит вдруг:

– Холодно мне!

А я ей и отвечаю:

– Так не топят, видимо, лето же вроде как на дворе.

А она опять свое:

– Холодно мне, холодно!

– А вы кто? – спрашиваю, потому что я, вроде, всех местных знала, а эту раньше не видела.

Та только улыбнулась в ответ и вышла из церкви. А я стою и чувствую, что, и правда, холодно. И так резко вдруг продрыгла вся, съежилась, думаю, дай затоплю. Гляжу, а у печки дров нету, обычно там накидано. Вышла на улицу – там, на полянке за храмом, дровня стояла. И вот перед глазами моими: солнце жарит, трава огромная, сочная, зеленая, цветы, как подсолнухи все, не меньше, ягод видимо-невидимо… И посреди поляны женщина та стоит, на меня смотрит, улыбается, и снова:

– Холодно мне.

Я аж рассердилась, чего холодно, вон, лето какое, жара. И тут проснулась. Вся в мурашках лежу, замерзла, будто посреди зимы без одежды на улицу вышла… И тут звон колоколов, я аж подскочила! Что такое? Где звонят? Вроде, нет церкви-то рядом. Мужа своего спрашиваю: «Ты слышишь колокола?» Он на меня смотрит, побледнел весь: «Ты чего, мать? Тебе плохо?» А я стою и понимаю, что хорошо мне! Хорошо! Колокола бьют, я радуюсь! Но только сон-то свой вспомнила, эту женщину в голубом, и снова в озноб ударило.

Села я на кровать, зарыдала. Ясно все стало мне тогда. Вот опять, коли спросите, не отвечу, откуда эта ясность взялась, но уверена была – это я Богородицу во сне-то видела. И звон колоколов тому подтверждение, мне уж тогда известно было, что бывают случаи – слышат люди звон, даже когда храма рядом и в помине нет. Это вроде как знак сверху…

Долго я в ту ночь не спала. Да, мне кажется, и вообще не уснула.

А через неделю говорю мужу:

– Поеду я в деревню.

– Так ты же недавно там была, – муж-то удивился.

– Насовсем поеду я.

Мой смотрит на меня:

– Ты чего, бредишь?

– Я все решила, девочки наши уже на ногах, по семьям своим разбежались, мне на пенсию скоро, ты, как хочешь, а я поеду, – вот так ему прямо и говорю, говорю и не чувствую ничего.

– Ты с ума сошла под старость! И что за болезнь ты подцепила?

Ну, конечно, мы еще месяц с ним ругались, решали, что да как. Но я все равно знала: уеду. На своем стояла. Смирился мой, наконец. С тех пор всё меня «ненормальной» называет, не иначе! Сейчас уже, правда, ласково, по-доброму, а когда приехала-то сюда, он год со мной не разговаривал. Потом уж заезжать стал, а сейчас ничего – со мной, живем, он бомбит иногда, я статьи пишу в журналы, да книгу вот заканчиваю, ничего – везде жить можно.

А на работе и в институте, где я преподавала, никто меня тогда не понял, само собой. Спрашивают: «А ты чего все бросаешь-то? Ради чего?» А я и объяснить толком не могу.

– А потом что было? – спрашиваю я тихо, пока староста молчит.

– А потом светлые дни наступили. Я приехала, стала в храм ходить, молиться научилась, бабкам помогала порядок поддерживать, а потом, уж две недели прошло моего здесь жития-то, гляжу – кукла моя опять как была! Никакой черноты! Раскрылась икона-то, и снова мне улыбается!

Ну, вскоре я крестилась.

А когда бабки-то умерли, староста прежняя Антонина Ивановна отошла, Царствия ей Небесного, тогда мне батюшка и предложил вместо нее стать. Даже не думала – сразу согласилась. Так вот и живу. Все при кукле. Грею ее, чтоб не холодно. Во сне Она больше не приходила ко мне, а зачем? Мы же рядом, – и Тихонова подошла к своей иконе, стала целовать ее, гладить, так гладить, как гладят самых любимых на свете людей в благодарность за счастье. – Вместе мы, да, матушка моя, Маша моя, подруженька. Хорошо нам, вот так и живем, хорошо живем!

***

Попрощались мы тепло, сели в такси. Как догадался я – это муж Тихоновой нас привез, он и увезет обратно до станции.

– Что-то не быстро вы, накинуть за простой-то придется, – предупредил таксист.

– Накинем, не проблема, – пообещал я и в последний раз посмотрел из окна машины на храм. Уже подкрадывался закат, белые стены и купола покрывались оранжевым отсветом, из печной трубы валил черный дым… Чудная картинка, фотография памяти.

Запомнились навсегда и карьеры по обе стороны дороги, красные, под закатом и вовсе морковные. Но не в ад путь через них вел, а совсем в другое место, нами в то время еще не обдуманное, даже в мечтах не маячившее…

Уже в городе вспомнил, что так и не посмотрел, улыбается ли мне Богородица…

0